RobotiX-Computers
Разгон Duron 600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Железо Софт Игры Интернет События недели Статьи Авторам Форум Гостевая книга

Разгон AMD Duron становится все более популярным.Имеет ли право пользователь разгонять свой процессор? Однозначно -- да. Владелец любого устройства, обладающий на него правом частной собственности, может его продать, подарить, обменять, в конце концов -- просто выбросить. Но 100%-ной гарантии, что ничего не сгорит и не испортиться, нет и быть не может.Наша основная цель в этой статье -- объяснить, что такое разгон, какие его виды существуют, какими функциями должна обладать оверклокерская материнская плата и как правильно их задействовать с максимальной эффективностью и наименьшим риском для "здоровья" системы.

Что нужно для разгона??

В этом разделе статьи мы опишем устройства, параметры которых наиболее критичны при осуществлении технически грамотного оверклокинга, и моменты, на которые стоит обратить особое внимание при подборе комплектующих для оверклокерской системы. Несмотря на распространенное мнение, что участвуют в процессе разгона только материнская плата и процессор, это не совсем так...

В данной статье мы рассматриваем только один тип CPU -- AMD Duron. При его подготовке для последующего разгона рекомендуется разблокировать коэффициент умножения, для чего применяется технология замыкания четырех "мостиков" L1. Сделать это можно с помощью токопроводящего клея или же обычного твердого остро заточенного графитового карандаша. Главное при проведении этой операции -- не замкнуть мостики между собой. Можно, конечно, вообще аккуратно пропаять их оловом, но, во-первых, эта операция требует гораздо большего умения, а во-вторых -- карандаш можно стереть, клей -- смыть, а вот пропайку в случае ошибки убрать уже значительно сложнее.

Практика показывает, что большой процент AMD Duron (по субъективной статистике -- более половины) независимо от номинала нормально функционирует на частотах до 800 MHz (8 x 100). Также многие CPU с разблокированным коэффициентом стабильно работают на частоте 850 MHz (8,5 x 100). Далее, как говорится, возможны варианты. Единичные же экземпляры демонстрируют устойчивую работу даже на 1000 MHz.

При разгоне с помощью изменения коэффициента умножения память продолжает работать на стандартной частоте -- 100 или 133 MHz (определяется установками BIOS или перемычек на плате). В этом случае вполне хватит обычной PC100 или PC133. Правда, память PC100 в оверклокерской системе выглядит несколько странно -- зачем применять разгон, когда не исчерпаны еще "легальные" способы повышения быстродействия?

Экономить на вентиляторе при разгоне не стоит. Процессоры AMD Duron и в штатных режимах выделяют гораздо большее количество тепла, чем Intel Pentium III или Celeron той же частоты, а уж при оверклокинге -- и подавно.

Также должен быть установлен качественный блок питания.

 

Оверклокерская материнская плата

Мы остановимся только на функциях материнских плат, предназначенных для оверклокинга, причем без учета конкретной модели, т. е. перечислим все нам известные. Также мы не будем указывать способ конкретной реализации управления этими функциями (BIOS или перемычки на плате), так как он тоже изменяется в зависимости от производителя и модели. Может возникнуть и небольшая путаница с названиями, поскольку одни и те же параметры некоторые производители называют по-разному. Мы иногда будем указывать варианты наименований, но, возможно, "выловить" все вариации не удалось и нам. В целом же при обращении к какой-либо функции конкретной материнской платы следует в первую очередь выяснить в документации ее "смысловую нагрузку" и потом именно по смыслу искать описание схожей функции в этой статье.

CPU Ratio. Это самая простая установка, она позволяет изменить коэффициент умножения у процессора, у которого он разблокирован. Естественно, она обязательно присутствует на любой оверклокерской плате. Попытка изменения коэффициента умножения у неразблокированного CPU обычно приводит к тому, что компьютер перестает загружаться, и приходится выполнять операцию очистки содержимого CMOS.

Vcore Voltage (CPU Core Voltage, CPU Voltage). Напряжение питания ядра CPU. Важнейшая установка для обеспечения стабильности работы разогнанных процессоров. Присутствует практически на всех материнских платах, производители которых ориентируют свои продукты на оверклокинг. Стандартное значение различно для разных CPU, поэтому обычно опция может принимать не только числовое значение, дополнительно имеется пункт Auto или Default -- в этом случае материнская плата определяет стандартное Vcore процессора сама, исходя из его типа и частоты.

VIO (I/O Voltage). Напряжение питания на цепях ввода/вывода процессора и северного моста чипсета. Служит для повышения стабильности разогнанных систем. Присутствует не на всех материнских платах, но при этом все же является желательным для "профессионального" оверклокерского продукта. Стандартное значение по умолчанию (т. е. для неразогнанной системы) -- 3,3 В.

Vagp (AGP Voltage). Регулировка напряжения питания AGP-видеокарты. Имеется не на всех оверклокерских платах. Стандартные значения: 3,5 В для AGP 2X-устройств, 1,5 В для AGP 4X-устройств.

Vmem (Memory Voltage, SDRAM Voltage). Эта опция позволяет изменять напряжение, подаваемое на модули DIMM. Присутствует далеко не во всех оверклокерских платах . Стандартное значение -- 3,3 В.

Общий подход

Постоянный рефрен этой части статьи "Покупайте качественные комплектующие от известных производителей", думаем, не остался незамеченным нашими читателями. Возможно, некоторым он даже показался излишне навязчивым. Однако истина именно такова, и игнорировать ее было бы глупо и неправильно. При разгоне многие ключевые устройства функционируют в нештатных режимах, следовательно, используется тот "запас ресурса", который производитель изначально закладывал в них при проектировании. Как правило, известные фирмы (особенно специализирующиеся на продуктах для оверклокинга) делают этот запас изначально большим. Как следствие -- их продукты при разгоне демонстрируют лучшую стабильность. Естественно, стоят они, как правило, дороже, чем noname-аналоги. Что еще раз доказывает справедливость народной мудрости "бесплатных пряников не бывает".

В целом же, с самого начала нужно четко осознавать, что "профессиональный" оверклокинг -- занятие совсем не такое дешевое, как может показаться. Пользователям, решившим заняться этим делом серьезно и рассчитывающим на существенную прибавку к производительности при разгоне, следует с очень большим пристрастием относиться к подбору комплектующих. В противном случае возможны два варианта (и оба -- плохие): либо разгон просто не удастся (система не сможет работать стабильно), либо, и того хуже, -- некоторые устройства в процессе экспериментов выйдут из строя. Впрочем, повторимся еще раз: элемент лотереи все равно остается, поэтому никто не застрахован от вышеописанных последствий даже при самом тщательном подборе комплектующих.

Практика разгона
Общие советы


Для начала рассмотрим установку (как правило, BIOS), которая напрямую не относится к разгону, но может существенно повлиять и на производительность, и, с другой стороны, на устойчивость системы.

System Memory Frequency (SDRAM Frequency, DRAM Clock). Частота, на которой будет работать системная память. На платах для платформы Socket A (они и являются предметом рассмотрения в данной статье) эта опция обычно может принимать два значения, смысл которых во всех случаях одинаков, но вот название может отличаться. Перечислим все возможные варианты попарно: "100/133", "FSB/FSB+33", "FSB/FSB+PCI", "PCIx3/PCIx4". Первые два, строго говоря, -- некорректны, третий -- корректен, но не всегда, а наиболее понятным и удобным с практической точки зрения является четвертый вариант. Дело в том, что определение возможных частот как "100 или 133" ("FSB или FSB+33" -- в принципе, то же самое) справедливо только при штатной частоте FSB. Формулировка "FSB/FSB+PCI" более корректна, но на новых чипсетах, поддерживающих 133 MHz FSB, она тоже не срабатывает. Самой же подходящей практически для всех случаев формулой вычисления частоты работы памяти является "PCIx3/PCIx4".

Несмотря на теоретически возможные исключения из этого правила (дизайн PCB материнских плат и их схема у каждого производителя является "тайной за семью печатями"), частота PCI в большинстве случаев легко высчитывается делением частоты FSB на фиксированный коэффициент. До недавнего времени штатная частота FSB на Socket A-системах была возможна только одна -- 100 MHz, соответственно делитель PCI тоже был один и равнялся 3 (в штатном режиме PCI работает на 33 MHz). Однако с появлением чипсета VIA Apollo KT133A возможных значений стало два: 3 для FSB 100 MHz и 4 для FSB 133 MHz. В случае же, если частота FSB отличается от номинала (метод разгона с помощью FSB), делитель вплоть до достижения следующего номинального значения остается "старым". Проще всего это объяснить на примере: при FSB 100, 110, 120 MHz для вычисления частоты PCI следует использовать значение делителя 3. А вот при FSB 133 MHz -- уже 4, и его же -- при FSB 140 MHz. Частоту памяти проще всего правильно считать именно как PCI x X (где X = 3 или 4 в зависимости от установки BIOS). Таким образом, при FSB = 120 MHz частота памяти при выборе опции "PCIx3" будет равна тем же 120 MHz, а при опции "PCIx4" -- (120/3) x 4 = 160 MHz. При частоте FSB 145 MHz -- опять-таки (145/4) x 3 = 109 MHz или (145/4) x 4 = 145 MHz.

Обобщим: вне зависимости от того, как называется установка BIOS конкретной материнской платы, частота памяти может выбираться из двух возможных вариантов, назовем их условно "низкая" и "высокая". Фактическую частоту SDRAM в системе при выборе варианта "низкая" проще всего считать по формуле "PCIx3", при варианте "высокая" -- по формуле "PCIx4". В подавляющем большинстве случаев данная методика дает правильный результат.

Мы не зря уделили особое внимание этой опции, поскольку, как показывает практика, довольно часто неудачные попытки разгона связаны именно с нестабильным функционированием SDRAM, а не CPU. Поэтому оверклокеру необходимо четко знать, на какой частоте работает память в его компьютере. Естественно, если выясняется, что в результате выбранных установок частота SDRAM равна, к примеру, 166 MHz, то ждать стабильной работы от такой системы в большинстве случаев не приходится, и вовсе не из-за разгона процессора.

CAS Latency (SDRAM Cycle Length). Еще одна установка BIOS, имеющая отношение к функционированию подсистемы памяти. Значение CAS, равное 2, увеличивает ее производительность, однако снижает стабильность. Начинать следует, конечно, с него, однако если компьютер работает нестабильно и CAS3 исправляет эту ситуацию -- выбирайте стабильность. На самом деле значение CAS в большинстве случаев влияет на скорость памяти весьма незначительно, поэтому если есть выбор между большей частотой SDRAM при CAS3 или меньшей при CAS2, следует предпочесть первое.

Метод разгона: коэффициент или FSB? На самом деле в идеале ответ звучит так: "и то, и другое". Каждый из этих двух методов разгона имеет свои преимущества и недостатки. Разгон с помощью коэффициента в общем случае более безопасен -- как правило, система просто либо работает, либо нет (соответственно, если нет -- следует снизить коэффициент). Также системы, "разогнанные коэффициентом", обычно более стабильны. С другой стороны, "лишние" 5 MHz на FSB по влиянию на общую производительность компьютера в некоторых задачах вполне могут "перевесить" прибавку в 50 MHz по частоте работы ядра. Однозначного рецепта тут нет: следует экспериментировать с комбинациями различных коэффициентов умножения и частот FSB, замерять производительность в наиболее часто используемых приложениях и делать собственные выводы.

Напряжение питания ядра (Vcore). Обычно разгон с помощью коэффициента хотя бы до 750--800 MHz не требует изменения Vcore, дальнейшие рекомендации строго индивидуальны для каждого экземпляра CPU. Напряжения выше 1,85 В все же не рекомендуются (как правило, такой возможности и не предоставляется, у некоторых плат максимальное значение Vcore ограничено даже 1,75 В). Подъем Vcore сильнейшим образом влияет на рассеиваемую процессором мощность и, как первое прямое следствие, -- на его температуру (увеличивает ее). Поэтому поднимать напряжение ядра рекомендуется наименьшими возможными шагами и тщательно следя за нагревом CPU (существенным подспорьем здесь может быть аппаратный мониторинг, ставший стандартом для оверклокерских плат).

Не рекомендуется сразу же при обнаружении нестабильной работы системы поднимать Vcore, к примеру, до 1,75 или 1,85 В, даже если установлен мощный вентилятор. Дело в том, что между собственно ядром CPU и той поверхностью, к которой прилегает радиатор, все же есть определенное пространство, и оно придает охлаждению процессора некоторую инерционность. При большом напряжении питания ядро CPU может разогреться до критической температуры и "зависнуть" за считанные доли секунды после включения компьютера, еще до того, как выделяемое тепло рассеется равномерно по всей внешней поверхности кристалла. Между прочим, зависание -- это еще не худший вариант, именно из-за вышеописанного эффекта чаще всего и сгорают процессоры при разгоне. Естественно, если после включения разогнанная система не подает признаков жизни, ее следует как можно быстрее выключить. Подготовьтесь к тому, что делать это придется выдергиванием шнура системного блока из розетки или тумблером на блоке питания (если он есть). Soft-Off-выключатель на лицевой панели корпуса в таких случаях, как правило, не срабатывает.

Напряжение на цепях ввода/вывода (VIO). Первичным способом повышения стабильности системы все же следует считать предыдущую установку. Задействовать VIO желательно только после того, как эксперименты с Vcore не дали желаемого эффекта или же он оказался недостаточным. Как и всегда, нужно начинать с минимального значения прибавки и стараться контролировать температуру. Повышение VIO оказывает влияние на температуру не только CPU, но и северного моста чипсета. Для "здоровья" системы эту установку следует признать даже потенциально более опасной, чем предыдущая, особенно если ею злоупотреблять. Хотя некоторые производители оверклокерских материнских плат практикуют и такое решение, как подъем VIO на +0,1 В по отношению к номиналу "по умолчанию", т. е. даже без вмешательства пользователя, с целью увеличения стабильности материнской платы при разгоне.

Напряжение на памяти (Vmem). Увеличивает стабильность подсистемы памяти при ее работе на нештатных частотах. Поднимать это напряжение следует с чрезвычайной осторожностью: модуль памяти -- довольно дорогая вещь, а если слишком сильно поднять Vmem, его можно попросту сжечь. Кстати, в процессе тестирования был замечен интересный эффект, который лучше всего виден при прогоне встроенного демо Unreal: при чрезмерно завышенном Vmem картинка двигалась как бы "рывками", хоть компьютер и работал. При уменьшении напряжения на памяти "плавность" движения вернулась. Если SDRAM DIMM работает на штатных для него частоте и CAS, изменение этого параметра не должно влиять на стабильность и, соответственно, не рекомендуется.

Напряжение на AGP (Vagp). Повышение напряжения питания на разъеме слота AGP обычно бывает необходимо при разгоне с помощью частоты FSB, потому что частота AGP в этом случае, как правило, тоже превышает номинал, и более высокое напряжение улучшает стабильность работы видеокарты. При разгоне исключительно коэффициентом Vagp чаще всего не влияет на стабильность системы, так что в этом случае изменять его не имеет смысла. Незначительное повышение Vagp "по умолчанию" также практикуется некоторыми производителями оверклокерских материнских плат.

AGP 4X/2X и AGP FastWrites. Установки BIOS. На сегодняшний день полезность AGP 4X и поддержки FastWrites все еще остается, скорее, теоретической. Так что если замечено, что отключение этих режимов действительно положительно сказывается на стабильности системы, мы бы рекомендовали их отключить. К потере производительности это вряд ли приведет.

UltraATA 100/66/33. Как уже писалось выше, встроенный UltraATA IDE-контроллер южного моста VIA 686A(B) является PCI-устройством и поэтому может "неадекватно" реагировать на завышенную частоту PCI в разогнанной системе. Однако искусственное занижение режима UltraATA поддерживается последними версиями диагностической утилиты из комплекта VIA IDE BusMaster Drivers и может оказать положительное воздействие на стабильность работы. Также аналогичную функцию выполняют специальные утилиты от производителей жестких дисков, позволяющие указать винчестеру максимально возможный для него режим UltraATA. Этот параметр записывается в Firmware, т. е. винчестер будет работать в таком режиме уже на любом компьютере и под управлением любой ОС. Второй метод (через Firmware, а не драйвер) лучше, так как, во-первых, не требуется настройка драйверов после переустановки ОС, а во-вторых, встроенный контроллер винчестера после изменения параметров Firmware просто не будет делать попыток перейти в более высокий режим UltraATA, что благоприятно скажется на ресурсе устройства и надежности хранимой на нем информации. Учитывая практическую невостребованность UltraATA/100, на разогнанной системе мы даже рекомендовали бы сразу же установить режим UltraATA/66, а если это не поможет -- UltraATA/33. А вот шлейфы лучше всего использовать именно для UltraATA/66/100 (80-жильные), причем вне зависимости от текущего режима, и в том числе для подключения CDROM/DVD. Наличие заземления на каждой второй жиле такого шлейфа делает его гораздо более защищенным от помех, создаваемых в том числе и самим контроллером, работающим на завышенной частоте PCI.

Пример (тестирование)

Мы предлагаем читателям ознакомиться с результатами тестирования производительности, которое мы провели на системе, оснащенной материнской платой EPoX EP-8KTA3 (чипсет VIA Apollo KT133A, поддерживающий штатные частоты FSB 100 и 133 MHz), 128 MB PC133 SDRAM CAS2 (чипы производства Siemens), жестким диском Western Digital WD100BB (10 GB, Ultra ATA/100, 7200 об/мин) и видеокартой ELSA Gladiac (NVidia GeForce2 GTS, 32 MB DDR SDRAM). Использовались процессоры AMD Duron 600 и AMD Athlon 1 GHz (FSB 100 MHz). При этом производительность Duron 600 исследовалась как в штатном режиме работы, так и при использовании разгона с помощью изменения коэффициента умножения, частоты FSB и комбинированного метода. Строки диаграмм, обозначенные только цифрами, -- это и есть режимы работы AMD Duron: первая цифра -- реальная частота CPU, вторая -- FSB, третья -- SDRAM.

На частотах ядра вплоть до 800 MHz использованный нами Duron 600 с разблокированным коэффициентом умножения нормально работал при значениях напряжений по умолчанию, никаких установок, кроме коэффициента умножения, изменять не требовалось. При более высоких частотах (870 и 933 MHz) для достижения устойчивости системы пришлось поднимать напряжение питания ядра (Vcore) до 1,75 (штатное значение для Duron 600 -- 1,5 В). При этом на частоте 933 MHz также пришлось поднять на 0,2 В напряжение цепей ввода/вывода (VIO). А вот при частотах FSB 110 и 145 MHz уже понадобилось задействование функции управления Vagp -- напряжение питания на шине пришлось поднять со штатных 1,5 В до 1,7 В, иначе отказывалась функционировать видеокарта. 933 MHz (7 x 133) оказалась для нашего экземпляра Duron предельной частотой -- ни на 950 MHz (100 x 9,5), ни на 1000 MHz (133 x 7,5 и 100 x 10) процессор работать не стал, даже при подъеме всех напряжений до предела и охлаждении с помощью кулера Super Orb.

Также на последней диаграмме читатели могут ознакомиться с результатами сравнительных тестов "народной игровой" конфигурации, где дорогая видеокарта на базе NVidia GeForce2 GTS/DDR SDRAM была заменена на более дешевую GeForce2 MX с 32 MB SDRAM (ELSA Gladiac MX). Тестировался тот же Duron 600 в штатном режиме и в режиме достаточно "мягкого" разгона: исключительно с помощью коэффициента и только до частоты 800 MHz. Однако в этом случае мы попытались реализовать принцип "разгоняем все, что разгоняется" и поэтому не обошли вниманием и видеокарту -- в двух случаях из четырех она работала не на стандартных для GeForce2 MX частотах ядра и памяти (175/166 MHz), а на завышенных (200/200 MHz).


Выводы
Результаты тестирования


Как видно из диаграмм, не во всех случаях стоит гнаться за предельными значениями частоты CPU, в некоторых играх (Quake III) бо2льшую производительность демонстрирует система с разогнанной памятью. Также легко заметить, что процессор Duron явно более "любим" играми, чем офисными и графическими приложениями: отставание Duron 933 MHz от Athlon 1 GHz в SYSmark 2000 существенно больше, чем в игровых тестах. Ну а по "чистой" скорости доступа к памяти в низкоуровневом тесте Cachemem система с Duron 870/145/145 вообще опередила все остальные, причем с довольно большим отрывом. В целом же потенциал "меньшего брата" AMD Athlon, безусловно, впечатляет -- как на штатных частотах, так и (тем более) при использовании разгона.

Результаты тестирования "народной" конфигурации с помощью двух наиболее популярных графических игровых "движков" Quake III и Unreal хорошо демонстрируют, что даже от не очень дорогого компьютера с помощью разгона можно добиться весьма высокой скорости в играх. Что же касается вопроса "разгонять процессор, видеокарту или и то и другое?", то, как видно из диаграмм, это существенно зависит от конкретной игры. Unreal, например, почти проигнорировал разгон 3D-акселератора, но "отозвался" на повышение частоты CPU, а вот Quake III -- с точностью до наоборот. Так что, видимо, для достижения максимальной производительности "в играх вообще" действительно имеет смысл разгонять оба устройства.


Разгонять или не разгонять?

Мы специально вынесли этот вопрос в заголовок последнего раздела статьи, поскольку, безусловно, определенная группа читателей захочет получить на него ответ именно со страниц нашего еженедельника. Однако не стоит стремиться перекладывать на нас ответственность за принятие этого решения -- ведь отвечать за последствия все равно придется самостоятельно, в том числе и в материальном выражении. Мы же поставили перед собой цель исследовать оверклокинг именно с технической точки зрения: как набор определенных методик и средств, позволяющий достичь некоего результата. Соответственные стояли и вопросы: какова методика, что за средства, достижим ли результат в принципе и насколько он может быть признан полезным. Ответы на них наши читатели могут получить из этой статьи.

Что же касается вечного "быть или не быть", то тут решать придется самостоятельно. Мы лишь можем констатировать: да, разгон возможен и в некоторых отдельно взятых случаях -- успешен и безопасен (что называется "по факту", т. е. судить о том, представляет он опасность или нет, можно только, подвергнув свою систему этой предполагаемой опасности). Да, могут быть и плачевные исходы -- "сгорание" и выход из строя устройств (не обязательно даже процессора), потеря информации на жестком диске или просто зря потраченное время с нулевым результатом. В целом же оверклокинг -- это все равно лотерея, результат которой с точностью предсказать не может никто. Вам нравится играть в лотерею? Тогда играйте...

LMD

dans.chat@home.ru

 

 


Найти: на:
 
 
Made in RobotiX.
Rambler's Top100 Rambler's Top100
Hosted by uCoz